вендинговые автоматы, информационный портал http://ru-vending.ru ВЕНДИНГОВЫЕ АВТОМАТЫ    ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ - ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ    ФОРУМ ПО ВЕНДИНГУ

Новости вендинга


Первый вендинговый автомат "Все сам" закрылся через неделю после начала работы

Роботы вместо ларьков

Московские власти решили поставить на улицах киоски-автоматы, поскольку их же победоносная война с обычными киосками обернулась тем, что за бутылкой воды нужно идти в супермаркет. Бизнес, однако, не торопится подхватывать новую инициативу, с интересом наблюдая за экспериментом первых смельчаков.

Статьи по теме:

По киоскам из автоматов

В этом месяце в Москве, на Пушкинской площади, открылась первая палатка-робот. Вместо окошка продавщицы у киоска экран, с которого на покупателя смотрят мультяшные глаза. На широком козырьке пиксельным шрифтом набрано: "Все сам" (автомат изготовило и установило одноименное ООО), на двух витринах — 200 видов товаров, от воды и шоколадок до наушников и обувных щеток.

Аттракцион роботизированной торговли должен был проработать неделю. Киоск установили в качестве эксперимента, чтобы показать мэру Сергею Собянину. Мэру понравилось. 22 июля, когда "Деньги" отправили на Пушкинскую площадь фотографа, киоск был закрыт, его собирались увозить. Но почему-то оставили, и на следующий день он опять работал.

Московские власти еще два года назад рассказали о планах развития вендинговой торговли. Война с традиционными киосками тогда была в самом разгаре. В 2010 году во время "выездного совещания" у входа на станцию метро "Улица 1905 года" Собянин возмутился по поводу множества палаток и лотков, и через несколько дней по всему городу началась их ликвидация. Однако только в 2011 году Москомархитектура разработала единую схему размещения палаток, в которой их число было сокращено вдвое. До реформы в городе было 22 тыс. объектов, после — около 10 тыс. (8,5 тыс. круглогодичных и 1,8 тыс. сезонных).

При участии "Опоры России" и Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), которая объединяет производителей и операторов вендинговых машин, городской департамент торговли и услуг разработал новую концепцию уличной торговли — современную и даже футуристичную.

В течение нескольких лет предлагалось установить десятки тысяч уличных вендинговых киосков: 26 тыс.— на улицах, в парках и скверах, столько же — на остановках общественного транспорта, в метро и переходах, 10 тыс.— во дворах, а также рядом с супермаркетами или торговыми центрами.

Департамент торговли и услуг Москвы собирался разработать нормативную базу, которая позволила бы устанавливать торговых роботов на улицах. Документов до сих пор нет. В общем виде установку торговых автоматов регулирует постановление городского правительства "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности". Из текста понятно только, что, как и в случае с обычными палатками, департамент торговли и услуг (или, если речь о подземной торговле, Московский метрополитен или "Гормост") будет проводить аукционы.

"Все префектуры представили адресные перечни мест возможного размещения торговых аппаратов, и сейчас Москомархитектура на основе этих данных рисует схемы конкретного размещения автоматов на улицах города",— сообщила в прошлом году пресс-служба департамента торговли и услуг. Впрочем, тогда же руководитель департамента Алексей Немерюк отметил, что пока заинтересованность в новом формате уличной торговли не проявляют ни бизнес, ни горожане. "Думаю, в ближайшие годы он не будет иметь успеха, в частности, из-за того, что наш климат не позволяет реализовывать продукцию",— сказал чиновник.

Возможно, проект так долго набирал ход потому, что вендинговая концепция — идея прежнего руководителя департамента торговли и услуг. Алексей Немерюк, его преемник, говорит, что "Все сам" — единственная компания, которая взялась развивать подобный формат, другие производители вендинговых автоматов не готовы или не хотят заниматься изготовлением уличных киосков.

Через неделю после начала работы первый киоск-робот закрылся

Через неделю после начала работы первый киоск-робот закрылся

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ


Первый смелый

Киоск "Все сам" c Пушкинской площади — видимая часть проекта предпринимателя Александра Золотарева. Свой первый кофейный автомат он установил еще в 1996 году, а сейчас возглавляет группу компаний ЭПС, которая производит торговые и кофейные вендинговые машины.

Сейчас уличный вендинг для Золотарева любимая игрушка. Экстерьером, интерфейсом и фирменным стилем киосков "Все сам" занималась студия Артемия Лебедева, которой в последнее время везет на городские проекты (она оформляла парковочные терминалы и адресные таблички, разрабатывала новую схему линий и напольную навигацию для метро, участвовала в создании дизайн-кода, регулирующего размещение вывесок на центральных улицах). Сколько потрачено на "Все сам", Золотарев не рассказывает, но очевидно, что много.

Участники рынка оценивают стоимость одного киоска (их собирают на предприятии в Клину) в €30 тыс. "Город мне не дал ни копейки: я предложил этот проект как москвич, потому что считаю, что он украсит столицу,— говорит Золотарев.— То, что киоск работает, не означает, что мы получили какие-то гранты или что мы теперь золотые партнеры и нам будут выделять места без конкурса. Если завтра город скажет, что ему это не нужно в рамках городских программ, компания все равно будет работать".

Впрочем, Алексей Немерюк сообщил "Деньгам", что город по-прежнему готов выделить места под новые киоски. В ближайшее время появится еще несколько (в течение двух недель производитель может установить четыре автомата), но тоже временно, в рамках пилотного проекта. До конца года компания готова произвести 60 киосков, а если будет нужно, то и все 100. "Задача — проверить, будут ли люди бояться нашего киоска, правильно ли они будут на него реагировать,— рассказывает Золотарев.— 200-300 покупок в день говорят, что люди его совсем не боятся".

По мнению президента НААТ Бориса Белоцерковского (он возглавляет и одну из крупнейших российских вендинговых компаний Uvenco), если вендинговые киоски и станут заметным каналом уличной торговли, то не раньше чем лет через пять. Он отмечает, что большинству вендинговых компаний киоски вроде того, что поставили на Пушкинской площади, не по карману. В то время как самый дорогой торговый автомат для помещений в каталоге компании ЭПС Александра Золотарева стоит 345 тыс. руб.

Впрочем, Золотарев и не собирается продавать свои машины. Сначала "Все сам" хочет их устанавливать самостоятельно, а позднее, возможно, разработает партнерскую программу для желающих работать на условиях франчайзинга. Потребность города в киосках-роботах Золотарев оценивает скромнее, чем департамент торговли и услуг, но все равно довольно смело — в 7,5 тыс. По его подсчетам, один киоск "Все сам" окупается за полтора-два года (при условии, что будет продавать около 200 товаров день). Продолжительность жизни робота — 15 лет.

"Роботорговля"

Доля вендинга в общем обороте розницы в России исчезающе мала, хотя мировой опыт подтверждает, что этот показатель может достигать 5%, а в некоторых товарных группах — 10%. Лидеры автоматизированной торговли — Европа, США и Япония. В Европейском союзе около 4 млн торговых автоматов, в Японии — 6 млн, а в Штатах — 7 млн. В Париже на 2,5 млн жителей — 120 тыс. вендинговых машин, в Нью-Йорке на 8 млн — 200 тыс., а в Токио на 13 млн — 500 тыс. В США, где каждые 15 минут роботам-продавцам скармливают 3,5 млн монет, объем продаж посредством вендинга составляет около $23 млрд в год. И продается все что угодно, в том числе на улице. Весной в Колорадо установили первый вендинговый автомат, торгующий марихуаной (только в медицинских целях).

В России, по данным НААТ, оборот рынка вендинговых аппаратов составляет около 22 млрд руб. Число автоматов — 139 тыс., большая часть их установлена в помещениях. Как и во всем мире, они продают не только напитки и закуски: уже давно есть агрегаты для покупки контактных линз, корма для животных, цветов, чехлов для айфонов и всего на свете. Операторы автоматов были бы рады выйти на улицу, но их останавливает отсутствие правил игры. "Первые этажи домов не рассчитаны для размещения магазинов: в советское время первые этажи были жилыми, потому что одного универсама на микрорайон было достаточно,— говорит президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов.— В Москве втрое меньше торговых площадей, чем нужно. Пусть будут автоматы! Сейчас торговля недоразвита, и чем больше будет разных форм торговли, тем лучше. Дайте только людям работать". Впрочем, даже когда условия для работы появятся, не стоит ждать ажиотажа: опыт киоскеров показывает, что город с поразительной легкостью меняет решения в сфере уличной торговли.

В 2011 году после очистки улиц от палаток конкурсы на их размещение заменили денежными аукционами. К внешнему виду ларьков предъявили новые требования, их разработала Москомархитектура.

В 2013 году город решил избавиться от палаток, расположенных в зонах транспортно-пересадочных узлов. Киоски, установленные в соответствии с недавно принятыми правилами, перевели на другие, менее привлекательные участки. Компенсации никто не получил (только на прошлой неделе Минпромторг предложил законопроект, который обязывает власти находить в таких ситуациях равноценные места для замены). Весной этого года власти решили кардинально изменить принципы установки торговых павильонов в подземных переходах, в результате резко увеличилась стоимость аренды (подробнее об этом см. материал "Крутой переход" в номере "Денег" от 7 апреля 2014 года).

Даже общее направление продолжающейся реформы нестационарной розницы просматривается с трудом. Чиновники мечтают о десятках тысяч вендинговых киосков и одновременно утверждают, что москвичам достаточно 7,5 тыс. действующих палаток. Еще в мае сообщалось, что только в центре Москвы киосков должно стать в 2,5 раза больше. К ноябрю власти собирались разработать схему размещения 1,4 тыс. новых ларьков. По словам Немерюка, всего было закрыто только около 4 тыс. ларьков. "Убрали киоски, которые стояли незаконно,— объясняет чиновник.— Их и раньше сносили, каждый по несколько раз. Но они открывались снова. Теперь система более жесткая". В департаменте торговли и услуг "Деньгам" сказали, что в ближайшее время массовых закрытий не будет.

Большинство операторов вендинга — малые и средние предприниматели. Только 9% американских компаний имеют более двадцати сотрудников, более чем у половины нет и пяти. В России — то же самое. По оценке участников российской индустрии, опрошенных "Деньгами", у нас на долю пяти крупнейших компаний — Uvenco, "СИБА-Вендинга", "Комм Пасса", "Ассорти" и "Вендекса" — приходится около трети рынка. Лидер — Uvenco, которая управляет сетью из 10 тыс. автоматов. Прочие компании — в основном малый бизнес, которому пока комфортнее в помещении. Там — все просто. Участники рынка рассказывают, что инвестиции на единицу техники раньше составляли 200-500 тыс. руб., а в последние годы, после появления российских аппаратов приемлемого качества,— 150 тыс. руб. Средняя выручка автомата, по подсчетам одного из крупных российских операторов, составляет 7-15 тыс. руб. в месяц (все зависит от трафика). Текущие расходы — около 60% выручки автомата, арендная плата — 5-10%. Средний срок окупаемости — год-полтора.

В этой ситуации к эксперименту Александра Золотарева участники вендингового рынка присматриваются с интересом, но вслед за ним не торопятся.

АНАСТАСИЯ ДЕМИДОВА, ОЛЕГ ХОХЛОВ

Источник: kommersant.ru

Просмотров: 667






НОВОСТИ ВЕНДИНГА

Вендинговый автомат на «Флаконе» принимает оплату «эковалютой»

UNICUM представит мобильного приложения для совершения покупок в вендинговых автоматах

UNICUM: В фокусе внимания - международный рынок вендинга

UNICUM: ингредиенты REGILAIT для вендинговых автоматов ввозить можно!

Новой, перспективной формой вендинговой торговли становится автоматизированный минимаркет

В Москве Роспотребнадзор запретил молочные автоматы

В студенческих общежитиях установят автоматы по продаже презервативов

Автоматы для продажи прессы избавили шведских издателей от проблем со сбытом продукции

Первый вендинговый автомат "Все сам" закрылся через неделю после начала работы

Виртуальный супермаркет в метрополитене Сеула

Торговый автомат "Все сам" протестируют на Пушкинской площади

Минздрав России готовит перечень лекарств, которые можно будет продавать в вендинговых автоматах

В центре Москвы опробуют новые виды торговых автоматов

Завод UNICUM запускает новую производственную площадку

Old Navy устанавливает торговые автоматы для продажи пляжных аксессуаров

Coca-Cola Amatil: вендинговые автоматы, распознающие лица, увеличили продажи напитков на 12%

Frobot, автомат для продажи замороженного йогурта, был разработан двуми бухгалтерами из американской компании Tysons Corner

Владелец Uvenco Белоцерковский получит блокпакет в британском операторе SnackTime

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк - о развитии вендингового рынка в Москве

В московском метро заработали автоматы по продаже воды

все новости »




ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ  |  РЕКЛАМА НА http://ru-vending.ru  |  ПИСЬМО РЕДАКТОРУ  |  2008-2014© http://ru-vending.ru

При цитировании или перепечатке информации активная ссылка на «Информационный портал http://ru-vending.ru» обязательна.